ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ХУДОЖНИКА АНДРЕЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ШИШКИНА

+7 (905) 589 06 69

Главная » Статьи » Картина «Боярыня Морозова» — бессмертный шедевр художника Сурикова

Картина «Боярыня Морозова» — бессмертный шедевр художника Сурикова

картина В. И. Сурикова Боярыня Морозова

Знаменитая картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» известна всем россиянам ещё со школьной скамьи. Являясь непревзойдённым мастером исторических полотен, Суриков не писал портреты на заказ, но в творческой работе часто отталкивался от портретного образа. Героями картин Василия Ивановича были близкие, хорошо знакомые люди или личности, восхищавшие художника.

Заинтересовавшись историческим персонажем, Суриков мысленно переживал событие, после чего страстно и выразительно передавал то, что «сам видел». Гениальный мастер не выступал в роли «судьи истории», он был её поэтом, воссоздающим сущность целой эпохи.

В 1887 году картина Сурикова «Боярина Морозова» стала главным событием 15-ой выставки художников-передвижников. Толпы людей выстраивались в очередь к огромному полотну и с затаённым дыханием смотрели на женщину, которая отдала богатство, славу и даже жизнь за православную веру. Образ боярыни Морозовой вновь всколыхнул память о событиях 200-летней давности.

Героиня картины — Феодосия Морозова (1632 — 1675) занимала чин верховной боярыни при дворе царя Алексея Михайловича. Согласно воспоминаниям современников, Морозова владела 8000 подневольных крестьян, только домашних слуг было человек 300. По городу боярыня разъезжала в серебряной карете, украшенной мозаикой и запряжённой 12 лошадьми.

В 1653 году, когда патриарх Никон провёл церковную реформу, вдова Морозова приняла сторону протопопа Аввакума, предводителя старообрядцев. Вначале Никон заменил двуперстное крёстное знамение трёхперстным, потом распорядился совершать крёстные ходы против солнца, вместо земных поклонов ввёл стояние на коленях и т.д. Церковные книги переписывались по византийским образцам. Привычные жесты, слова и обряды, сопровождавшие русского человека с рождения, были объявлены ересью, что и стало причиной раскола церкви и бунта против Никона.

Царь Алексей Михайлович воздействовал на Морозову с помощью уговоров, отбирал у неё поместья и имения, но боярыня решительно отказывалась принять церковную реформу. За сопротивление царскому и патриаршему велению Морозова была сослана в монастырскую тюрьму в городе Боровске и погибла от голодной смерти в земляной яме.

На картине Василий Иванович Суриков увековечил тот трагический момент, когда Морозову повезли на санях для допроса в Московский кремль за приверженность к старой вере. На фоне пёстрой толпы и белого снега изображена мятежная боярыня. Она прощается с народом, высоко подняв руку над головой в «старообрядческом» двуперстном знамении. Её мертвенно-бледное, исхудавшее лицо с горящим взором наполнено неукротимой волей и страстной убеждённостью. Победоносный образ русской женщины, призывающей народ к борьбе за веру, полностью завладевает вниманием зрителя.

Сегодня картину Сурикова «Боярина Морозова» можно увидеть в одном из залов Третьяковской галереи в Москве.